Читая сегодня многочисленные посты по поводу банкротств, продаж и закрытия бизнеса, спадов в экономике и на рынках, сразу вспоминаю фрагмент из очень-очень давнего кинофильма «Чапаев», когда он, раздумывая о будущем сражении, напивает песню «Чёрный ворон, что ты зря кружишься над степью …».
Как всегда пишу для тех, кто в кризис сражается за свои компании. В надежде, что это кому-нибудь нужно.
В сложных для компании ситуациях, их собственники (нередко меняя при этом руководителей и (или) приглашая консультанта) требуют разработать бизнес-план компании на срок… сегодня он разумен на 1 год. Пишу по заказу очередной бизнес-план и хочу поделиться своим опытом в этом ремесле.
1. Бизнес-план компании (на конкретный срок) - это по смыслу всё тот же План ведения бизнеса, но он несколько отличается по содержанию от привычного уже бизнес-плана инвестиционного проекта.
2. Структура бизнес-плана как правила такая:
- SWOТ - анализ;
- Направления развития компании;
- Проекты развития компании;
- Организация компании;
- Производство (если оно есть);
- Сбыт;
- Маркетинг;
- Персонал;
- Календарный план;
- Финансы;
- Ожидаемые результаты.
3. Каждый пункт такого бизнес-плана должен быть наполнен конкретикой, ибо собственники нередко «на пределе» и дают менеджменту последний карт-бланш.
4. Разработчик такого бизнес-плана должен тесно взаимодействовать с менеджментом и ключевыми специалистами компании.